Виды инновационных стратегий, которые пригодятся не только IT-бизнесу
В этом материале рассмотрим подходы, которые разрабатывались в разное время такими специалистами по инновациям, как К. Фримен, Л. Соэте, Р.А. Гудман и М. Лаулес.
Рассмотрим четыре вида инновационных стратегий:
● Проактивная инновационная стратегия;
● Активная инновационная стратегия;
● Стратегия реактивных инноваций;
● Стратегия пассивных инноваций.
Каждый подход изначально создавался и тестировался в американских инновационных компаниях, адаптировался под особенности рынка, уровень конкуренции, барьеры и возможности компании. Рассмотрим подробнее каждую из них на модели жизненного цикла Джеффри Мура.
1. Проактивная инновационная стратегия:
Такая стратегия характерна для крупных инновационных компаний, у которых много продуктов на разных стадиях жизненного цикла. При этом чем больше прибыли приносят продукты на стадии борьбы за рынок, тем больше возможностей для инновационной деятельности. Работа с инновациями разделяется на две категории: вывод новых продуктов на рынок и проведение изыскательских работ по разработке не существующих инновационных моделей. Работа с инновациями охватывает несколько направлений:
● Разработка инновационных продуктов - разработка и применение новейших технологий, применение уникального дизайна.;
● Инновации в процессах - оптимизация внутренних процессов и производственных операций, повышение производительности.
● Инновационная бизнес-модель - формирование ценностей для клиентов не только за счёт продукта, но и эффективности обслуживания. Разработка инновационных продуктов и выход на новые рынки.
● Открытые инновации - сотрудничество с внешними партнёрами, институтами, стартапами, другими инновационными компаниями для расширения собственных возможностей в развитии инноваций.
Проактивной инновационной стратегией придерживаются компании, занимающие лидирующие позиции в отрасли, к ним можно отнести такие компании, как DuPont, Apple, Microsoft, Dell.
2. Активная инновационная стратегия:
Работа над инновациями происходит предиктивно. Компания отслеживает динамику рынка и приступает к совершенствованию продукта, перед тем как он станет менее востребованным. Подход требует высокую скорость в принятии решений и гибкость в бизнес-процессах. Выделим несколько аспектов:
● Проактивность - компании берут на себя инициативу к изменению продукта на меняющемся рынке.
● Постепенные инновации - постоянное совершенствование существующих продуктов или процессов.
● Инновации в сфере услуг - уделяют большое внимание не только развитию продукта, но и совершенствованию обслуживания клиентов.
● Адаптивность - быстрая реакция на изменения рынка, в том числе умение быть в курсе технологических разработок и достижений.
Стратегия лучше подходит малому и среднему бизнесу, требует меньше инвестиций в разработку, но более активной реакции на изменения.
3. Стратегия реактивных инноваций:
Компания, применяя такую стратегию, исключает возможности лидерства в инновациях. Для них важнее - удержание на рынке востребованных продуктов на массовых сегментах за счёт более низких ценовых предложений. Запуск новых продуктов с использованием преимущественно чужих технологий или с применением копирования.
Сильный стороны реактивных инноваций:
● Лидерство по издержкам - фокусирует внимание на оптимизации затрат и повышении эффективности использования внутренних ресурсов. За счёт лидерства по издержкам компания может реализовывать продукты, находящиеся на стадии борьбы за рынок по более низким ценам, чем конкуренты с аналогичными техническими характеристиками.
● Адаптивные инновации - эффективное использование новых решений, уже успевших зарекомендовать себя на рынке.
Этот подход характерен для отраслей, переживающих постепенные изменения, например фармацевтический рынок.
4. Стратегия пассивных инноваций:
Компания демонстрирует ограниченную увлечённость инновациям, часто упускает рыночные возможности. Для неё больше характерны инвестиции в устаревающие продукты с целью удержания их на рынке как можно больше времени. Тем не менее такой подход предполагает запуск новых продуктов, но их значительно меньше чем зрелых. Запуск новых продуктов происходит только на этапе подтверждения рынком их востребованности, которые достигнуты за счёт других компаний. Рассмотрим её принципы:
● Имитационные инновации - покупка или копирование чужих проверенных решений;
● Стабильность против застоя - защита старых продуктов от падения спроса, инвестиции в их доработку и продвижение.
● Всплеск открытых инноваций - для избежания стагнации бизнеса компания, как правило, передаёт разработки на аутсорсинг или запускает продукты совместно с партнёром.
Разработка инновационной стратегии требует глубокого изучения рынка, инвестиций в разработку и формирование выделенных проектных команд. Исследование клиентского опыта, тестирование MVP и проверка гипотез снижает риски и позволяет эффективно реализовать инновационный проект.